Рынок сбыта продукции пчеловодства
В настоящее время, в условиях формирования рыночных отношений, очень большое количество пасек оказались низко продуктивными. Их доходы не могут покрыть расходы с достаточным остатком. Так как из-за дороговизны подсобных материалов приходится заменять кочевые пасеки стационарными, которые приносят значительно меньший доход.
На пчеловодческом рынке предметами оборота являются такие продукты как мед, воск, прополис, пчелиная перга, пыльца, маточное молочко, трутневое молочко, пчелиный подмор, а так же другие, производимые пчелами вещества. Пчеловодческий рынок представляет собой связывающее звено между производством, распределением и потреблением продуктов пчеловодства. Для того чтобы он был сбалансированным, на нем должно быть соответствующее спросу количество товаров разных видов. В этом месте заинтересованные лица могут приобрести нужную продукцию по выгодным для них ценам.
Очень часто в научной литературе продовольственный рынок характеризуется как сложная многоступенчатая система, объединяющая многие важные процессы. Продовольственный рынок выполняет функцию хранения продукции, а так же ее распределения между покупателями. Это не просто место, где продаются или покупаются товары, это сложный, живущий собственной жизнью механизм.
На пчеловодческом рынке упор делается на такой вид продукции, как мед. В настоящее время спрос на него значительно выше, чем на какие- либо другие продукты пчеловодства. Именно он составляет 90% от всех продаваемых за год товаров из отрасли пчеловодства. В России производство меда за период с 1991 года по 2006 год составило приблизительно 50-54 тысячи тонн. Значительно увеличилась роль частных пасек в его производстве. Однако Россия занимает далеко не лидерские позиции на внешнем рынке по продажам меда.
Основная часть приобретенного на пчеловодческом рынке воска (около 80%) возвращается в первоначальную отрасль. То есть, приобретается пчеловодными хозяйствами и частными пчеловодами для организации работы на пасеках. Поставки воска на рынок значительно меньше, чем того требует спрос. Ежегодно его общее количество оценивается в 2 тысячи тонн.
Продукты пчеловодства другой категории имеют узкий круг спроса, поэтому производятся в сравнительно небольших объемах. Однако наблюдается существенное возрастание спроса на них за последние года. В результате сокращения государственных пасек и пчеловодных угодий объемы производства этих продуктов не увеличиваются, а даже снижаются, ввиду недоразвития частного сектора данной отрасли.
По неофициальным данным сейчас производство в год в России пыльцы, маточного молочка и прополиса в совокупности составляет порядка 50 тонн. Годовое производство маточного молочка и вовсе 100 килограммов. В других странах, делающих акцент на свое пчеловодство производство вышеперечисленных продуктов пчеловодства постоянно возрастает. Примерами таких стран могут являться Австралия, Япония, Мексика, Аргентина, Соединенные Штаты и Китай. И очень часто выручка от их продажи превышает даже выручку при торговле медом.
В России существуют условия, благоприятствующие развитию как внутреннего, так и внешнего пчеловодческого рынка. А так же целесообразно увеличить объемы производства продуктов БАПП.
В период с 1991 по 2006 год наблюдался значительный избыток продуктов пчеловодства на продовольственных рынках. Это было обусловлено низкими доходами населения, а следственно и низкой способностью приобретать продукцию, во взаимодействии со сравнительно высокими тарифами на продукцию пчеловодства. Большая часть населения страны не может позволить себе приобретать по уровню своих доходов мед, воск, и другие продукты, производимые пчелой.
В связи с этими причинами среднедушевое потребление меда за год составляет порядка 350 килограммов, что в семь раз ниже, чем в развитых странах Европы и Северной Америки.
Не столь в России и благоприятны условия для развития пчеловодства. Так при крайне обширной территории лишь на небольших территориях климатические условия подходят для развития отрасли. В этом отношении благоприятность климата России в два раза ниже, чем климата стран США и Европы.
Одним рациональным решением этой проблемы является производство пакетов пчел в более южных регионах с последующим перемещением их в северные регионы, для эксплуатации их медоносного потенциала.
Можно назвать большое количество факторов, влияющих на развитие рынка пчеловодства в России. К ним можно отнести как природные, так и экономические, политические, социальные и другие факторы.
На развитие рынка меда так же влияют взаимосвязь мест сбыта продукции и мест ее производства. Серьезным вопросом на продовольственном рынке может является расстояние между покупателем и производителем. Важную роль играет вмешательство во внутренние дела отрасли правительства. Наблюдение за экономическим контролем, соблюдением санитарных норм, в выпущенном в продажу продукте, препятствие развитию монополий и других проявлений неравной конкуренции. Существенным фактором является отсутствие специального международного закона, что в большинстве случаев препятствует развитию медовой торговли. Для развития пчеловодства в правильном направлении требуется наличие международных стандартов, которые бы определяли качество поступающего на мировой рынок продукта.
Россия пока не готова вступать в серьезные международные торговые отношения по меду. Для обеспечения ее конкурентной способности на мировом рынке требуется навести порядок в самой отрасли, провести мероприятия по организационно- экономическим вопросам, а так же осуществить ряд действий, способствующих развитию рыночных отношений по мировым стандартам. Роль государства в выходе отрасли на новый уровень должна быть увеличена. Государство должно являться гарантом благополучия, экономической стабильности и дальнейшего развития российского пчеловодства.
Существенную поддержку отрасли должно создавать государственная инвестиционная политика. В условиях развития рыночных отношений более-менее стабильно способны функционировать лишь крупные конкурентоспособные предприятия. Из общего числа предприятий, специализирующихся на производстве продуктов пчеловодства, лишь немногие способны к нормальному функционированию в условиях рыночной конкуренции. В связи с низкими доходами от отрасли, внешнее инвестирование крайне редкое явление. В настоящее время приостановлены селекционные и зооветеринарные исследования, в первую очередь из-за недостаточного государственного финансирования этого направления развития. Так же не имеет должного развития контроль качества продукции пчеловодства.
Для достижения высоких результатов по развитию отрасли часто практикуется создание профессиональных кооперативов. Эффективность этого метода была не раз доказана в зарубежных странах. Сущность этого метода заключается в специализации на разнообразных видах пчеловодческой продукции, а не на выделении какого-то конкретного продукта. За сезон с одной пчелиной семьи можно собрать не только мед, но еще порядка 3-5 килограммов пыльцы, 2-3 килограмма перги, от 200 до 300 граммов прополиса и от 300 до 500 граммов пчелиного молочка.
Реальное ведение пчеловодства методом кооперативов можно наблюдать в таких странах, как Румыния, США, Япония, Австралия, Канада, Франция, Ирландия, а так же некоторых других.
Из всего выше перечисленного следует, что развитие отрасли пчеловодства России нуждается в эффективном государственном регулировании и инвестировании самых перспективных направлений.
В настоящее время в нашей стране не совершенный рынок меда, доказательством чего являются поступления в продажу необработанных и непроверенных продуктов пчеловодства. Пчеловодческий рынок- это весьма сложная структура, развитие и регулирование которой нельзя пускать на самотек, иначе это может не только не привести к положительным результатам, но даже спровоцировать обратный эффект.
По материалам журнала Пчеловодство.
Читайте также о проблемах пчеловодства в России.