Россия на мировом рынке меда
В настоящее время происходят довольно существенные изменения в балансе сил на мировом рынке меда, меняются лидеры, и взаимодействие между ними. К тому же, стоимость меда за последнее время выросла вдвое. Имеет место дефицит многих сортов меда. Все это происходит в связи с массовой гибелью пчел в основных медовых странах, неурожайные годы, а так же продовольственные финансовые и энергетические кризисы.
В России до сих пор никто не уделял должного внимания изучению медового рынка. У нас отсутствуют какие-либо пчеловодческие кооперативы, которые занимались бы отправкой меда на экспорт. Поэтому для пчеловодов не имеет особого значения, где будет сбываться их продукция, на внутреннем рынке или же на внешнем. А для компаний, занимающихся продажей меда, более выгодно и безопасно считалось сбывать мед в пределах своей страны.
Параллельно с экономической стабилизацией и ростом благосостояния в нашей стране, стало меняться и мнение по отношению к меду. Внутренний рынок стал тесен для многих крупных компаний по сбыту меда, и они начали заключать контракты с зарубежными партнерами на поставку меда в возрастающих объемах.
Башкирский научно-исследовательский центр по апитерапии и пчеловодству начал осуществлять внешнеторговые операции, начиная с 2005 года, когда он заключил договор с США о поставке им меда на сумму 10 миллионов долларов. В 2008 году организация заключила крупные договора на 10 миллионов евро и 10 миллионов долларов с Францией и Японией соответственно.
По данным учетов Федеральной таможенной службы России, страна в 2007 году отправила на экспорт около 420 тонн меда. Исходя из этих показателей, Россия состояла в четвертой десятке стран, так же там находилась и Танзания, которая отправила на экспорт в Европейский Союз и другие страны 370 тонн меда. В мировом медовом экспорте доля нашей страны составляет 0,1%, доля Аргентины, Китая, Германии, Венгрии, Индии, Вьетнама, Бразилии, Мексики, Канады, Уругвая, и других стран составляет по 25, 22, 6, 4, 3, 2 и 22 процентов соответственно.
Следуя оценкам ФАО о добыче меда в России, то экспорт в нашей стране составляет 0,8 % от общего производства. В Аргентине доля экспорта составляет 95%, на Кубе и в Уругвае по 90%, во Вьетнаме и Болгарии 80%, в Бразилии 50%, в Китае, Новой Зеландии, Канаде и Мексике от 27 до 38 %.
Из расследования, осуществленного в США весной 2008 года, оказалось, что реальная доля Российского экспортного меда в партиях составляет не более 5-10%, а остальной мед принадлежит третьим странам.
Из статистики видно, что цены на европейский мед превышают в 4-5 раз цены на Российский мед, при этом экспорт меда в России за последние годы непрерывно уменьшался, а импорт возрастал. Из этого можно сделать выводы, что из России в Европу поступал сырой продукт, а назад возвращался обработанный по специальной технологии и упакованный мед.
Основными экспортерами Российского меда были такие страны Европейского Союза как Литва, Словакия и Эстония. С 2006 года к ним присоединилась и Германия. В более ранние времена мед в Россию поступал в основном из Китая и бывших республик СССР, в настоящий момент, он приходит в нашу страну из США, стран Европейского Союза, Австралии, Новой Зеландии, а так же других стран. Увеличиваются объемы импортируемого в нашу страну меда. Причем из стран ближнего зарубежья они на порядок выше, чем из стран дальнего зарубежья. По некоторым оценкам мед, поступивший в Россию в 2008 году из Китая, составлял около 3 тысяч тонн, из Украины около 5 тысяч тонн, а из других стран около 500 тонн меда.
Мы не можем оценить наши экспортные способности потому, что В России отсутствует реальная статистика по добыче и употреблению меда. Так же, неизвестна и конкурентоспособность наших пчеловодов.
Наладить экспорт меда на мировой рынок России будет довольно не просто, даже в случае очень большого урожая. Ведь на каждом рынке существуют свои стандарты, правила, по которым играют участники. На мировом рынке меда существует множество нюансов. Одним из них является то, что Европейский Союз устанавливает нормы качества меда, а Китай минимальные цены на него. Все это придется изучать российским бизнесменам с нуля, в отличие от зарубежных компаний, которые уже нашли способ приспосабливаться к трудностям и условиями мирового рынка.
Данные о своем экспорте Россия может составить на основе зарубежных источников, чего не скажешь об объемах и динамике импорта. Все происходит оттого, что компании по импорту меда пытаются скрыть факт совершения сделки с иностранными компаниями, во избежание усложнения отношений с отечественными поставщиками меда. Обычно, сырой мед поступает в розничную торговлю без какой-либо обработки, или в смесях, под видом российского продукта. Все это усложнят сбыт отечественного меда.
Но такие явления наблюдаются не только на территории нашей страны, в последнее время они приобрели достаточно массовый характер, что приводит к различным недопониманиям и конфликтным ситуациям.
Зарубежные ассоциации пчеловодов постоянно сообщают правительствам своих стран, что импорт является поддержкой своих конкурентов. Они выступают за максимальное ограничение импорта и иногда даже устанавливают антидемпинговые санкции. Но стороны, заинтересованные в осуществлении импорта понимают, что при помощи административных ограничений действий, правительство способно добиться лишь временного эффекта. А в условиях свободного рынка, импорт можно уменьшить только с помощью увеличения конкурентной способности отечественных предприятий.
В США, в связи с ростом импорта, существует как легальный рынок меда, так и нелегальный. На нелегальном рынке сбывается продукция из Китая и третьих стран, которая носит название «фасовочной смеси». Те же проблемы со сбытом импортного меда, выдаваемого за местный, существуют и в Австралии, Канаде, и ряде других стран.
По оценкам ФАО, доля США в мировом импорте последнее время составляет 25%, в Германии 22%, в Японии 10%, в Англии 8%, во Франции 5%, в Италии, Испании, Саудовской Аравии и Голландии 3%, в Бельгии 2%, а доля, принадлежащая другим странам, составляет 22%. На встрече, проходившей в Мельбурне в сентябре 2007 года, международная организация экспортеров меда (МОЭМ) указала факторы, влияющие на состояние медового рынка. К ним относятся:
- Отсутствие у Бразилии разрешения на поставку меда в Европейский Союз с марта 2006 года.
- Увеличение себестоимости меда, в связи с чем, экспортерам приходится менять внешнеторговые операции.
- Вызванное массовой гибелью пчел в США, увеличение спроса этой страны на ввозимый из-за рубежа мед.
- Уменьшение закупаемого Японией у Китая меда, диверсификация импорта.
- Влияние плохих погодных условий на пчеловодство вцелом.
- Вступление Румынии и Болгарии в Европейский Союз, вследствие чего отмена тарифов Европейского Союза на продукцию пчеловодства этих стран.
- Увеличение цен на мед в Китае на внутреннем рынке, а так же ужесточения правил качества меда. Все это может уменьшить экспорт страны.
- Увеличение контроля Европейского Союза за экспортерами меда, целью которого является обеспечение продвижения меда к его потребителям.
- Рост мировых цен на мед.
С 1984 года МОЭМ работает, и ставит своими целями обеспечение информацией стран-участников, выяснение стоимости разных сортов меда, защита меда и его реальной цены. А так же информацией о количествах произведенного в мире меда, и экспортного меда.
Европейская ассоциация фасовщиков, дистрибютеров, импортеров и оптовиков меда, основанная в 1989 году, оппонирует МОЭМ. В состав федерации входит 14 компаний доля которых в мировом экспорте меда составляет 80%.
Причиной множественных медовых ценовых конфликтов, которые наделены всеми признаками торговых войн, является частое несовпадение мнений относительно «реальной цены» у экспортеров и импортеров.
Но все это не влияет на развитие мирового пчеловодства и рост торговли медом. По данным об экспорте, за последние годы он вырос с 202 до 400 тысяч тонн, почти вдвое. Причем спрос превышает предложение, что является признаком перспективности рынка.
Сейчас невозможно составить точную картину о состоянии мирового пчеловодства, но это можно будет оценить в первом квартале следующего года. Но по прогнозам экспертов, сейчас уже можно сказать о том, что предыдущий период можно по праву считать одним из самых неблагоприятных периодов в мировом пчеловодстве. Наблюдается дисбаланс на мировом рынке меда, вызванный всеобщим финансово-экономическим кризисом. С его стабилизация на новом ценовом уровне произойдет только после выхода из состояния кризиса мировой экономики.
По идее, Россия могла бы воспользоваться сложившейся на мировом рынке ситуацией с выгодой для себя, заполнив своей продукцией освободившиеся места. Но без модернизации и улучшения условий пчеловодства, в эпоху глобализации это невозможно. Именно для этого и требуется объединение сил отечественных пчеловодов, создание кооперативов, и реальной поддержки пчеловодства государством.
По материалам ресурса yarmarka.net.