Упоминание о меде в исторических источниках по Древней Руси

Упоминание о меде в исторических источниках по Древней Руси

Мед был хорошо известен на Руси. Этот душистый, сладкий продукт использовался практически повсеместно. Упоминания о нем можно найти в самых разнообразных источниках. Ибн-Русте, ученый энциклопедист первой половины X века, живший, судя по всему, в государстве Саманидов, автор энциклопедии «ал-А’лак ан-нафиса», что переводится как «дорогие ценности» оставил ряд сведений об обычаях и образе жизни славян. Он пишет о том, что страна славян ровная и лесистая, что у них нет виноградников. Из дерева они «выделывают род кувшинов», в которых находятся улья для пчел, и собирается мед. Указывает он и то, что один такой «кувшин» заключает в себе около 10 кружек меда, из которого славяне готовят хмельной напиток. 

Ряд сведений о меде можно встретить в летописях. Так, в Повести временных лет князь Святослав говорит своей матери Ольге и боярам: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии - серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мед и рабы". 

Действительно, мед был основной статьей экспорта из Древней Руси. Внешняя торговля сосредоточивалась в городах, но привозные товары, хоть и в ограниченных размерах, доходили и до деревни. А вот поставщиком меда, воска, меха и других товаров на вывоз являлась в большей степени деревня, и очень часто эти продукты поступали на рынок не путём непосредственной продажи, а в составе оброка или дани. К тому же, дань, взимавшаяся с побежденных племен, непременно включала в себя мед. Например, в 1146 г. с подворья побежденного Святослава Ольговича вместе с другими пожитками неприятель забрал 500 берьковцов меду (1 берьковец = 10 пудов, 1 пуд = 16,3805 кг). 

Не смотря на то, что мед очень много вывозили в другие страны, у самих славян его оставалось достаточно. Так, Владимир Красное Солнышко во спасение Киева от печенегов закатил пир, к которому было сварено 300 вар меду, и весь город пировал 8 дней. 

В Киевской Руси розничная торговля была слабо развита. Многие товары продавались не привычными для нас мерами веса. Согласно летописям кадями покупали хлеб и крупу, репу – возами, а мед – бочками. Когда в 1170 г. в Новгороде был голод, и много людей умерло, летописец указывает на то, что ряд товаров поднялись в цене: кадь ржи стоила 4 гривны, хлеб - 2 ногаты, мед по 10 кун за пуд. 

В берестяных грамотах XII-XIII вв., в большом количестве найденных в Новгороде, также есть упоминания о меде. Например, в своем письме к брату Исихию Ефрем пишет, что его игумен отправил к посаднику за медом, и просит брата не гневаться на него за то, что он не успел вернуться к назначенному времени. Таким образом, мы видим, что мед был в ходу и в монастырском быту. 

Медовар упоминается в договорной грамоте Новгорода и великого князя Ярослава Ярославича, подписанная в 1266-1267 годах. «А в Ладогу ти, княже, слати осетрьник и медовара по грамоте отця своего Ярослава». 

Бортные угодья в лесах или пасеки с ульями принадлежали князьям и другим феодалам в числе наиболее ценных угодий. По духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты (1328 г.) оговаривается особо переход бортников в наследство к сыновьям. «А что касается моих бортников и оброчников купленных, то которые у кого в росписи (значатся), то — тому». 

Воск и мед были одними из самых ценных товаров на Руси. Один из основных древнерусских правовых сборников, написанный в 1019-1054 и связанный с именем Ярослава Мудрого, «Русская Правда» в нескольких статьях оговаривает наказания за порчу борти и похищение меда. Тот, кто испортит борть, должен будет заплатить 12 гривен продажи (князю). А если кто вытащит (похитит) пчел (из улья), должен заплатить 3 гривны продажи (князю), а за мед (владельцу улья), если (при воровстве) все соты были целы, - 10 кун, а если взят только олек, то 5 кун. ( Олек - самая голова улья, или почин сотов). 

Таким образом, мы видим, что упоминания о меде можно встретить и в рассказах заморских путешественников, и в летописях, и в духовных грамотах, и в правовых документах. Из меда варили хмельной напиток и угощали всех на пиру, вывозили за границу, им же платили дань.