Мед в Средневековой Европе
Люди в средние века имели большую веру в удивительные свойства меда. Наглядно это иллюстрирует высказывание Чарльза Батлера в «Истории пчел», написанная в 1623 году. В ней он писал о том, что мед способен излечить от множества болезней. Мед пьют против укусов змей или бешеной собаки, при отравлении грибами. Он полезен при падучей болезни и гораздо лучше, чем вино, поскольку от последнего можно опьянеть. Мед наиболее пригоден для стариков, женщин и детей, для тех, кто имеет «холодную температуру». Для молодых людей, которые имеют «горячую конституцию» мед не полезен. Кульминацией заявления Батлера является утверждение о том, что мед, измененный путем дистилляции в воду, превращает ее в некую квинтэссенцию. Этот напиток из меда имеет такую силу, что даже кто-то будет находиться при смерти и выпьет ее, то непременно выздоровеет. Если промыть им рану, то она очень быстро заживет. Можно его применять также против кашля, катара и многих других болезней.
Самуил Перчас, пастор Саттон в Эссексе в 1657 утверждал, что для того чтобы перечислить все достоинства и преимущества меда потребуется «хороший день работы». Дон Хуан Мануэль, испанский писатель XIII века, в своих сочинениях использовал вместо слова «лекарство» старое испанское слово «melezina», которое происходит от слова мед.
Иероним Бок, Страсбург, 1539 г сделал такие же замечания о меде, что и Чарльз Батлер, оба ссылались на цитаты из трудов Диоскорида, который думал, что мед лучше всего для старых и слабых людей, и для тех, у кого холодный темперамент. У молодых и «горячих» людей мед превращается в желчь. Для пожилых людей мед является хорошей едой. Диоскорид советует применять мед при кашле, использовать его внутрь, как мочегонное средство. Также он думал, что мед полезен тем, кто был отравлен опием и грибами, или был покушан змеями и собаками. Диоскорид рекомендовал втирать мед в волосы, чтобы уничтожить вши и гниды.
В старой английской летописи было написано: «Мед наша главная сладость, любимая незаменимая лечебная мазь». В средневековье немецкие женщины использовали достаточно популярное на протяжении веков средство, которое называлось «Salvemet»,сделанное из меда и измельченных пчел. Его применяли как укрепляющее средство, а также регулирующее менструации.
Изучение фольклора народов Европы показывает, что почти у всех народностей среди сельского населения бытовала вера в магические силы меда. Древняя Америка не является исключением. В многотомном издании американского фольклора, во втором томе, имеется иллюстрированная история, которую рассказала одна старая женщина. Эта история о том, как Марк Флаэртри ехал домой после заката и услышал голос позади себя, но, обернувшись, он никого не увидел. Приехав домой, он услышал тот же таинственный голос, но вновь не увидел откуда он исходит. После возвращения он никак не мог уснуть, у него было ощущение, что кто-то сидит у него на груди. На утро он увидел, что его волосы поседели за ночь. К вечеру он вновь услышал тот же голос, и снова почувствовал, что нечто надвигается на него, но поймать ничего не сумел. Флаэтри стал бояться темноты, а потом заболел.
Однажды он встретил нищего, которому рассказал о своем затруднении. Тот посоветовал раздобыть ему немного меда и втирать его в свое тело. Он сказал, что пчелы сосут силу цветов, которую потом смешивают с медом. Мед должен вылечить его. Флаэтри послушался совета и стал втирать мед, скорее волосы его потемнели, а щеки порозовели, кроме того, больше он никогда не слышал этот ужасный устрашающий голос.
Таким образом, мы видим, что мед в средние века был не только сладким лакомством и лекарством, но и по-мнению селян обладал магическими свойствами.
Читайте также о пчеловодстве и производстве меда в Башкирии.
Самуил Перчас, пастор Саттон в Эссексе в 1657 утверждал, что для того чтобы перечислить все достоинства и преимущества меда потребуется «хороший день работы». Дон Хуан Мануэль, испанский писатель XIII века, в своих сочинениях использовал вместо слова «лекарство» старое испанское слово «melezina», которое происходит от слова мед.
Иероним Бок, Страсбург, 1539 г сделал такие же замечания о меде, что и Чарльз Батлер, оба ссылались на цитаты из трудов Диоскорида, который думал, что мед лучше всего для старых и слабых людей, и для тех, у кого холодный темперамент. У молодых и «горячих» людей мед превращается в желчь. Для пожилых людей мед является хорошей едой. Диоскорид советует применять мед при кашле, использовать его внутрь, как мочегонное средство. Также он думал, что мед полезен тем, кто был отравлен опием и грибами, или был покушан змеями и собаками. Диоскорид рекомендовал втирать мед в волосы, чтобы уничтожить вши и гниды.
В старой английской летописи было написано: «Мед наша главная сладость, любимая незаменимая лечебная мазь». В средневековье немецкие женщины использовали достаточно популярное на протяжении веков средство, которое называлось «Salvemet»,сделанное из меда и измельченных пчел. Его применяли как укрепляющее средство, а также регулирующее менструации.
Изучение фольклора народов Европы показывает, что почти у всех народностей среди сельского населения бытовала вера в магические силы меда. Древняя Америка не является исключением. В многотомном издании американского фольклора, во втором томе, имеется иллюстрированная история, которую рассказала одна старая женщина. Эта история о том, как Марк Флаэртри ехал домой после заката и услышал голос позади себя, но, обернувшись, он никого не увидел. Приехав домой, он услышал тот же таинственный голос, но вновь не увидел откуда он исходит. После возвращения он никак не мог уснуть, у него было ощущение, что кто-то сидит у него на груди. На утро он увидел, что его волосы поседели за ночь. К вечеру он вновь услышал тот же голос, и снова почувствовал, что нечто надвигается на него, но поймать ничего не сумел. Флаэтри стал бояться темноты, а потом заболел.
Однажды он встретил нищего, которому рассказал о своем затруднении. Тот посоветовал раздобыть ему немного меда и втирать его в свое тело. Он сказал, что пчелы сосут силу цветов, которую потом смешивают с медом. Мед должен вылечить его. Флаэтри послушался совета и стал втирать мед, скорее волосы его потемнели, а щеки порозовели, кроме того, больше он никогда не слышал этот ужасный устрашающий голос.
Таким образом, мы видим, что мед в средние века был не только сладким лакомством и лекарством, но и по-мнению селян обладал магическими свойствами.
Читайте также о пчеловодстве и производстве меда в Башкирии.