Пчелы и пчеловодство в древности (история культуры о пчелах)
С самых древнейших времен человека интересовали пчелы и продукты пчеловодства. Самое раннее свидетельство было обнаружено учеными в первобытных стоянках. В восточной Испании в горах Валенсии в 1919 году была открыта стоянка в Паучьей пещере около Бикорпа. В пещере на стенах были найдены рисунки, которые изображают человека, вынимающего соты из пчелиного гнезда. Этим рисункам примерно 7 тыс. лет до н.э.
Сложно сказать, когда именно люди от собирательства меда перешли к пчеловодству. Согласно археологическим данным, в Древнем Египте разводили домашних пчел, причем самые медоносные районы располагались в верхнем течении Нила. Туда на больших плотах привозились улья, которые представляли собой корзины из тростника или соломы, иногда керамические сосуды, а через некоторое время возвращались с богатым сбором домой. Мед в Египте ценился высоко. Интересным является тот факт, что фараонам присваивался титул «повелитель пчел». Во многом это связано с тем, что люди знали, что нельзя приручить диких пчел и тем более управлять ими. Символическое изображение пчел украшало царскую эмблему при жизни фараона, а после его смерти – гробницу.
Пчеловоды Древней Греции научились вставлять в улья перегородки и, таким образом, изымать избыточные запасы меда. Знаменитый Гомер воспевал лечебные и пищевые свойства меда. Так, одна из героинь его поэм лечила бессонницу и вдохновляла воинов на подвиги чудесным напитком кикеоном, который готовился из меда. Аристотель, философ IV века до н.э., стал основоположником научного пчеловодства, а Гиппократ описал лечебные свойства меда. По одной из легенд, на могиле Гиппократа поселились пчелы, которые носили особый мед способный исцелять множество болезней.
В начале прошлого тысячелетия накопилось достаточно много знаний о пчелах и пчеловодстве. Например, в книге армянского автора «Рождество Барсега великого» (329-378) приводятся различные сведения по биологии пчелиной семьи, а также поясняется ряд пчеловодных терминов. А в другой книге, тоже написанной в Армении, «Гирк вастаказ» (VI-VII вв.), очень подробно описан состав пчелиной семьи, отмечено, что матки в полтора раза больше рабочих пчел, причем черные матки хуже по качеству и злее рыжих. Рассказывается устройство пасеки и то, как соорудить улья из досок. Приводятся сведения по способу содержания пчел и методы их лечения с указанием доз лекарственных препаратов. Описаны медоносы и организация зимовки пчел. Все эти знания появились не на пустом месте, очень многое армянские пчеловоды переняли от предшественников из древнего государства Урарту, где также было очень развито пчеловодство.
В Древней Руси мед был тоже хорошо известен. Продукты пчеловодства являлись предметом торга как внутри страны, так и за ее пределами. По многовековой традиции бортники и воскобойники продавали свой товар местным купцам, а уже те отвозили его на далекие рынки. Например, в уставе князя Ярослава Мудрого есть сообщение о «вощниках», которые покупали у бортников воск и через посадников направляли на княжеский двор. Здесь уже товар накапливался, а потом шел на рынок. Также древнерусским купцам были хорошо знакомы знаменитые медовые рынки того времени, которые находились в Германии, Испании, Сирии и Палестине.
Купцы, торгующие медом, будучи любознательными по своей природе и обученные грамоте, собирали различные сведения о пчелах и пчеловодстве по всему миру. Судя по всему, именно от купцов наши предки узнали о том, что народы Закавказья содержали пчел в плетеных ульях, которые назывались сапетки. Благодаря торговцам широко распространился в других странах популярный древнерусский медовый хмельной напиток.
Читайте также о легендах о медоносных пчелах.