Мед и пчелы в Библии

Мед и пчелы в Библии

Об обилии меда в Иудейских странах указывается во многих местах Священного Писания. Палестина считалась страной, в которой текут реки молока и меда (Исх. 3:8). Дикий мед, которым питался Иоанн Креститель в пустыне, скорее всего, добывался им в отверстиях скал и древесных дуплах. В некоторых местах Писания под словом мед подразумевается сахаристая жидкость, которую получают из виноградных гроздей или некоторых видов медоносных растений. У древних народов молоко и мед были основной пищей, также как сейчас у бедуинов. В Южной Африке пчелы собирали мед на поверхности утесов и скал, для сохранности покрывая его при этом темным воском. Со временем он твердел и становится как камень. Путешественники, обнаружив такие соты, делали в них отверстие, и, приложившись, выпивали мед (Втор. 32:13).

С целью различить религиозные обряды евреев и язычников, в приношениях Господу на жертвенник мед не допускался, поскольку в языческих обрядах он занимал одно из первых мест (Лев. 2:11).

В Библии множество указаний на мед и медовые соты часто имеют аллегорическое значение. Мед употребляется как синоним слова «сладкий», а выражение «уста, источающие мед» значило речь, приятную для слуха. Например, в Книге Притч Соломоновых говорится о том, что приятная речь похожа на сотовый мед, которая сладка для души (Пр. 16:24).Они приятны и сладки, также как и познание мудрости для души (Пр. 24:13-24).

Пчела служила примером трудолюбия. Мед употребляли в пищу как цари, так и простые простолюдины, и уже тогда были широко известны его оздоровительные свойства. В Книге Пророков есть указания на то, что Палестина экспортировала продукты пчеловодства в страны Средиземноморья через города Тир и Сидон (Иез. 27: 17).

Отмечается и умение пчел нападать и защищать свой улей, которое также употребляется в Библии в переносном смысле. «И выступил против Вас Амморей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчелы» (Втор. 1:44).

В Ветхом Завете встречается множество рассказов, связанных с медом и пчелами. В Первой Книге Царств мы читаем о сражении между Израильтянами и Филистимлянами. Саул заклял свой народ не вкушать пищи до вечера, пока враг не будет полностью повержен. После битвы народ пошел в лес, где на одной из полян было обнаружено много меда. И все, страшась заклятия, боялись его есть. Ионафан, сын Саула, не слышал запрет отца, и, обмакнув концом палки в сотовый мед, вкусил запрещенное. И просветлели глаза его. Народ, видя это, начал есть захваченную у филистимлян добычу. Когда Саул стал вопрошать Бога: идти ли в погоню за филистимлянами, ответа не последовало. Тогда Саул стал выяснять на ком лежит грех. Ионафан рассказал, что первый вкусил пчелиный мед, поэтому согласен за это умереть, но народ заступился за него и спас(1 Цар. 14:24-45).

В Священном Писании пристальное внимание уделено взаимоотношениям пчеловода и общества. Пчел необходимо было держать в определенном расстоянии от города, чтобы обезопасить граждан. Прописывались некоторые права и обязанности пчеловодов, например, рой, севший на соседское дерево, считается собственностью прежнего хозяина, и чтобы снять его, он может срезать ветку, на которую сел рой.

Таким образом, мы видим, что мед и пчелиный промысел достаточно часто упоминается в Библии. Часто мед употреблялся в значении сладкий, и имел иносказательный смысл.

Читайте также о танце пчелы - особом средстве коммуникации.